Сегодня налоговики работают по схемам ухода от уплаты налогов очень прицельно, а особо хочется сказать, что и качественно. Они эффективно используют мощные технические и законодательные возможности, и этот тренд продолжает набирать силу. Акты налоговых органов и сами проверки не то, что за какой то длительный, прошлый период, за прошедший 2022-й год стали практически безошибочными. Если и возникают спорные моменты, которые действительно можно оспорить, то это лишь, в части. Наше государство нашло инструменты контроля и разрушает одну из самых распространенных схем ухода от уплаты налогов — оптимизацию НДС с помощью сомнительных контрагентов.
Ну, если вы согласны с тем, что знание — это сила, то узнать о том, как налоговики будут «работать» и как действует ФНС, по доказыванию этой схемы (у вас есть что проверять, что сопоставлять и о чем спрашивать) можно в п. 13.1. методических рекомендаций Следственного комитета и ФНС (Письмо от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@). Посмотрите этот документ, если вы еще о нём не знали. Документ не новый, но найдется там много полезного. В частности, в нем налоговики описали еще три популярные схемы ухода от налогов. Конечно всех схем и цепочек в методичке не описано, но ясно одно, волшебного НДС, в настоящее время не существует.
А сейчас я расскажу, как в реальности происходит «раскрывание» схем по НДС. Сначала система АСК НДС-2 обрабатывает декларации, и она делает это легко. Уже давно, можно итак сказать, налоговики могут видеть отчетность уже за три года. Система показывает разрывы и как только налоговики получают эту информацию, они начинают отрабатывать все звенья цепочки по разрывам, чтобы выявить выгодоприобретателя. В настоящее время работа ведётся очень оперативно и ждать годами анализа взаимодействия выгодоприобретателя с «транзитёрами» уже не нужно. В зависимости от суммы разрывов и цепочки «транзитёров», этот анализ может быть произведён в течении одного- двух кварталов.
Кстати, «транзитёры» ФНС интересуют опосредованно, конечно все вопросы к выгодоприобретателю. Тут надо заметить, «транзитёры» всегда рассказывают сказки выгодоприобретателю смысл которых одинаковый, мол, у них «всё хорошо» и они готовы идти за это до конца, чуть не в петлю. Да, у них действительно «всё хорошо», потому что они не выгодоприобретатель, у них больше проблем с Финмониторингом, по ЗСК (об этом, как- ни будь отдельно) и с правоохранителями, которые отрабатывают их по оперативной линии. А вот выгодоприобретатель с бедой своей и с рисованным, через цепочки, и чаще дроблённым НДС остаётся один. Ну, почти один, ещё и доначисления с ним тоже остаются.
Потом найденного предпринимателя вызывают на рабочие группы, где и предлагают доплатить в бюджет НДС. Кто не согласен- нет проблем, получают огромный шанс на тематическую выездную проверку по НДС за квартал, за два квартала или общую. Так оно и случается, не смотря на пламенные убеждения адвокатов выгодоприобретателя. Из серии- не бойся, я с тобой (ну, не за бесплатно конечно), все бумаги в порядке (а бывает и так, бумаги топи или жги, мол на нет и суда нет...). А потом, ну, не смогла я, не смогла...
Полезно помнить, что сегодня под тематическую проверку попадают все компании, у которых есть разрывы. В какой-то момент принадлежность к какой-либо отрасли для таких проверок перестала иметь значение, как впрочем и размер взысканий. Если раньше налоговые юристы могли уверенно заявить, что выездная проверка опасна только тем, с кого можно взыскать 15-20 и более миллионов рублей, то к тематическим выездным проверкам по НДС эта уверенность уже не применима. Сегодня такая практика уже рабочая норма. У нас реальная практика по Тульской области, что «тематичка» началась и с 9-ти миллионов и с 5-ти недоплаты НДС в бюджет.
Однако, нам полезно исходить из практического опыта: объем налогоплательщиков с миллионными претензиями еще пока велик, поэтому налоговиков они будут интересовать в первую очередь, а вот со временем, (которое, как мне кажется, настаёт) безусловно, руки инспекторов дойдут и до «уклонистов»-тысячников. Можно сказать, что в ходе тематических налоговых проверок люди из налоговой заняты поиском истины — кто был в цепочке контрагентов выгодоприобретателем, а кто «транзитером». «Хороший» контрагент первого уровня уже давно перестал быть в России спасением. Выгодоприобретатель, у которого контрагент первого звена белее всех белых (наличие офиса, персонала и даже имущества), в наших сегодняшних реалиях, все равно остаётся выгодоприобретателем. И вся эта талантливо изображаемая «белизна» мгновенно рушится на допросах номинальных директоров следующих звеньев и их проверках, каким бы реальным «транзитёры» не пытались представить свой «транзит».
Наш опыт показывает, что против специально подготовленных вопросов редко какой не только номинальный директор, но и реальный устоит. Я не говорю, что это в принципе невозможно… Почему, человек с выучкой и реальным опытом, на уровне Лаврова, Штирлица и П.П. Знаменского (уровень О. Бендера не проходной!) с такими вопросами сможет однозначно справится, а вот обычный номинальный, или даже реальный директор — нет. Они и реальные, разные бывают, ну, вот.
Чтобы не дожидаться вызова на рабочую группу в ФНС, или еще хуже проведения у вас тематической налоговой проверки по НДС, просто выделите время и сами проверьте свои сделки и своих контрагентов. Это вы можете сделать бесплатно. Если вы хотите понять, как посмотреть на вашу деятельность глазами налоговиков, то на налоговых конференциях представители ФНС России открыто дают российскому бизнесу подсказку.
Вы должны обосновать свой выбор контрагентов, ответив на три вопроса «КАК»:
- как вы узнали о поставщике;
- как вы убедились в его способности выполнить обязательства;
- как стороны взаимодействовали друг с другом.
Именно такие вопросы (и это только общая их часть) будут задавать вам налоговики, и проверять документально и фактически все операции, потому что их цель в ходе налоговой проверки — установить и реальность совершения сделки, и тех, кто ее исполнил. Недавно мы вместе с нашим клиентом несколько часов анализировали все его сделки и сделки его контрагентов с позиции налоговых органов, когда договоры должны совпадать с реальностью и наоборот.
Они страдают от требований налоговой в вопросах осмотрительности, их тяготит собирать документы на контрагентов и т.д. Но на самом деле они просто не представляют, каковы требования должной осмотрительности для бизнеса в других странах. Там крупные иностранные компании заставляют контрагентов отвечать на анкету из 160 пунктов (!), подписывать и соблюдать кодексы бизнес-этики, антикоррупционные кодексы, кодексы деловой репутации и др.
Сегодня нужно всем понимать, государство формирует новую реальность, в которой схемы и «обналы», будут легко контролируемы и невыгодны для бизнеса. Даже сейчас, в случае выявления необоснованно начисленного к зачёту НДС, с использованием транзитных схем предприятие получает больший ущерб и урон, чем до использования схемы. По- сути, получается, что заработал только «транзитёр».
Мне понятно, вы скажете, что работать в российском бизнесе по таким правилам невозможно и все это фантастика и ерунда? У представителей нашего бизнеса такие мысли и реакции возможны. Вот только у ФНС России, похоже, об этом другое мнение. Реальность сегодня уже набирает скорость и начинает перестраиваться. Удачи, будьте осторожны!
Зам. Директора ООО «Бизнес-Аналитика»
Судебный эксперт А.Ю. Жучков.